Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

николай кузанский

Энциклопедический словарь

Никола́й Куза́нский (Nicolaus Cusanus), Николай Кребс (Krebs) (1401-1464), философ, богослов, учёный, церковный и политический деятель. Ближайший советник папы Пия II, кардинал (1448). Участвовал в Базельском соборе (историософско-политический трактат «О кафолическом согласии», 1433). Исходя из идей неоплатонической диалектики и немецкой мистики (Экхарт), развил учение об абсолюте как совпадении противоположностей (тождество бесконечного «максимума» и бесконечного «минимума»). Человеческое знание есть «знание незнания» («учёное незнание»); будучи бесконечным приближением к истине, заключённой в абсолюте, оно осуществляется с помощью «догадок», или «предположений». Автор математических трактатов, один из предшественников космологии Коперника (Земля, как и любое другое тело, не может быть центром Вселенной) и опытного естествознания.

* * *

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ - НИКОЛА́Й КУЗА́НСКИЙ (Nicolaus Cusanus) (Николай Кребс, Krebs) (1401-64), философ, теолог, ученый, церковно-политический деятель. Ближайший советник папы Пия II (см. ПИЙ II), кардинал (1448). Исходя из идей неоплатонической диалектики и немецкой мистики (Экхарт (см. ЭКХАРТ Иоганн)), развил учение об абсолюте как совпадении противоположностей (тождество бесконечного «максимума» и бесконечного «минимума»). Человеческое знание есть «знание незнания» («ученое незнание»); будучи бесконечным приближением к истине, заключенной в абсолюте, оно осуществляется с помощью «догадок», или «предположений». Автор математических трактатов, один из предшественников космологии Коперника (Земля, как и любое другое тело, не может быть центром Вселенной) и опытного естествознания.

* * *

НИКОЛА́Й КУЗА́НСКИЙ (Nicolaus Cusanus) (наст. имя и фам. Николай Кребс, Krebs) (1401, селение Куза-на-Мозеле, близ Трира - 11 августа 1464, Тоди, Умбрия, Италия), философ, богослов и ученый раннего Возрождения; церковный деятель.

Жизнь и труды

Родился в семье виноградаря и рыбака. О детстве Николая Кузанского достоверных сведений мало. Убежав из родного дома, нашел прибежище у графа Теодориха фон Мандершайда, который, став его покровителем, отдал жаждущего знаний подростка в школу в Девентере (Нидерланды). Здесь юный Николай изучал теологию, философию, латинский и греческий языки. Учился в Гейдельбергском, Падуанском, Кельнском университетах, где познакомился с античной философией, углубил свои знания по средневековой философии и приобрел основательные знания по естествознанию, математике, медицине, астрономии и географии.

В 1423 стал доктором канонического права. В 1426, приняв сан священника, поступил секретарем к папскому легату в Германии, кардиналу Орсини. Стал священником, потом настоятелем церкви в Кобленце. В 1433 участвовал в Базельском соборе (см. БАЗЕЛЬСКИЙ СОБОР). Поступил на службу в папскую курию и совершил поездку в Византию для переговоров об объединении с Православной церковью. Во время поездки познакомился с неоплатоником Плифоном. (см. ГЕМИСТ ПЛИФОН Георгий) Был близок с итальянскими гуманистами Лоренцо Валлой (см. ЛОРЕНЦО ВАЛЛА), Поджо Браччолини и другими.

В 1440 выходит его первая и самая известная философская книга «Об ученом незнании». В 1442-45 Николай Кузанский пишет небольшие сочинения: «О сокрытом боге», «Об искании бога», «О даре Отца светов», «О становлении».

В 1448 получает сан кардинала. В 1450 - епископ Бриксена (Тироль) и одновременно папский легат в Германии. В этом же году был опубликован цикл «Книги простеца»: «Простец о мудрости», «Простец об уме», «Простец об опытах с весами». В 1458 возвращается в Рим, став генеральным викарием. В последние годы жизни написал следующие труды: «О берилле», «О не ином», «Об охоте за мудростью», «Об игре в шар», «О видении бога» и другие. Умер в Италии.

Основные идеи философии

Основными источниками философии Николая Кузанского были неоплатонизм (см. НЕОПЛАТОНИЗМ), номинализм (см. НОМИНАЛИЗМ) (оккамизм), аверроизм (см. АВЕРРОИЗМ), философия Фомы Аквинского (см. ФОМА АКВИНСКИЙ), а также мистические учения средневековья.

Главные проблемы его философии - отношение Бога к миру, место и роль человека в мире, а также природа познания. Николай Кузанский сблизил бесконечного Бога и конечный мир, преодолевая присущий теизму (см. ТЕИЗМ) разрыв между творцом и его творением и фактически принимая позицию пантеизма (см. ПАНТЕИЗМ). Бог - «абсолютный» или «бесконечный максимум», актуальная бесконечность, мир - проявление Бога, «ограниченный максимум», «абсолютный минимум» или потенциальная бесконечность. Бог, вмещая в себя все сущее, присутствует в любой, самой ничтожной вещи. Согласно Николаю Кузанскому, Бог есть одновременно центр и окружность, он пребывает везде и нигде. Мир также имеет свой центр повсюду и нигде. Философ, выдвинув в качестве основного принципа своей философии положение о «совпадении противоположностей», поставил под сомнение незыблемость закона непротиворечия, установленного Аристотелем (см. АРИСТОТЕЛЬ), и тем самым расшатал устои средневековой схоластики. Вместо монотеистического принципа творения из ничего он выдвинул принцип ограничения «абсолютного максимума», в силу чего возникает неисчерпаемое многообразие единичных вещей. Иной конкретизацией той же мысли Николая Кузанского, восходящей к неоплатонической идее эманации, был принцип развертывания Бога в мир и свертывания мира в лоно божественного абсолюта. Николай Кузанский возродил античный взгляд на человека как на микрокосм, подобный макрокосму. Человек - существо, соединяющее в себе божественное и земное.

Особенно примечательны гносеологические принципы Николая Кузанского, которые предвосхитили многие идеи немецкой классической философии. Познание осуществляется, по Николаю Кузанскому, благодаря взаимодействию чувств, воображения, рассудка и разума. Чувственное познание, которым обладают и животные, является ограниченной способностью ума. Рассудок, опираясь на материал, поставленный чувствами, образует общие, абстрактные понятия. Он самоуверенно и догматически исходит из нерушимости своих установлений. На самой высокой ступени познания расположен разум, который, мысля во всем сущем совпадение противоположностей, преодолевает ограниченность чувственного познания и рассудка. Николай Кузанский диалектично подходил к истине, видя ее неотделимо связанной с заблуждениями. Разум, пребывающий в состоянии «ученого незнания» и противостоящий гордыне рассудка, бесконечно приближается к истине. Центральный герой ряда его диалогов, «простец», противостоящий схоластической «учености», выступал у Николая Кузанского как персонификация разума.

Николай Кузанский - ученый

Николай Кузанский был видным математиком своего времени. Он внес значительный вклад в развитие математики, в частности, в решение вопроса о квадратуре круга (см. КВАДРАТУРА КРУГА), в исчисление бесконечно малых. Николай Кузанский подчеркивал методологическое значение математики для познания природы и исходил из необходимости активного использования количественных характеристик (счета, измерения и взвешивания) в науке, выступая тем самым предтечей экспериментального естествознания Нового времени. При решении сложных теологических и философских вопросов он использовал математические аналогии.

Он плодотворно занимался астрономией, его идеи подготовили учение Джордано Бруно (см. БРУНО Джордано) о бесконечности Вселенной, о существовании множества обитаемых миров. Николай Кузанский отказался от устоев средневекового мировоззрения, согласно которому мироздание конечно в пространстве и Земля является его центром. Он предложил реформу юлианского календаря, которая была осуществлена только через полтора века, и составил одну из первых географических карт Центральной и Восточной Европы.

Большой энциклопедический словарь

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (Nicolaus Cusanus) (Николай Кребс - Krebs) (1401-64), философ, теолог, ученый, церковно-политический деятель. Ближайший советник папы Пия II, кардинал (1448). Исходя из идей неоплатонической диалектики и немецкой мистики (Экхарт), развил учение об абсолюте как совпадении противоположностей (тождество бесконечного "максимума" и бесконечного "минимума"). Человеческое знание есть "знание незнания" ("ученое незнание"); будучи бесконечным приближением к истине, заключенной в абсолюте, оно осуществляется с помощью "догадок", или "предположений". Автор математических трактатов, один из предшественников космологии Коперника (Земля, как и любое другое тело, не может быть центром Вселенной) и опытного естествознания.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (Nicolaus Cusanus) (Николай Кребс) (1401 - 64), философ, теолог, ученый, церковно-политический деятель. Ближайший советник папы Пия II, кардинал (1448). Развил учение об абсолюте как совпадении противоположностей (тождество бесконечного "максимума" и бесконечного "минимума"). Человеческое знание ("ученое незнание"), будучи бесконечным приближением к истине, заключенной в абсолюте, осуществляется с помощью "догадок" или "предположений". Автор математических трактатов, один из предшественников космологии Коперника (Земля, как и любое другое тело, не может быть центром Вселенной) и опытного естествознания.

Афоризмы

Николай Кузанский

(1401-1464 гг.) теолог, философ и ученый

Всякий человек, желающий подняться до познания чего-либо, необходимо должен верить в то, без чего он не может подняться.

Всякое исследование основано на сравнении и пользуется средством сопоставлений.

…Кто может подняться настолько высоко, чтобы постигнуть многообразие в единстве и единство в многообразии? Это сочетание свыше всякого разумения.

Мы видим, что… все в природе содержит в себе самопроизвольное стремление существовать лучше, поскольку это допускают естественные условия…

Не познается часть без познания целого, поскольку часть измеряется целым.

Человек… есть союз души и тела, разделение которых производит смерть.

Человек, объятый самым пламенным рвением, может достичь более высокого совершенства в мудрости в том лишь случае, если будет оставаться весьма ученым даже в самом незнании, составляющем его свойство, и тем станет ученее, чем лучше будет знать, что он ничего не знает.

…Человеческая природа - такая природа, которая была помещена над всеми творениями бога и лишь немного ниже ангелов.

Полезные сервисы

николай кузанский (nicolaus cusanus)

Большой энциклопедический словарь

Никола́й Куза́нский (Nicolaus Cusanus) (настоящие имя и фамилия Николай Кребс, Krebs) (1401—1464), философ, богослов, учёный, церковный и политический деятель. Окончил Падуанский университет (1424). Монах-августинец. Участвовал в Базельском соборе (историософско-политический трактат «О кафолическом согласии», 1433), в переговорах об унии с Восточной церковью на Ферраро-Флорентийском соборе. Кардинал (1448), епископ Бриксенский (Тироль), «легат по всей Германии» (с 1450); ближайший советник папы Пия II, генеральный викарий в Риме. Исходя из идей неоплатонической диалектики и немецкой мистики (Экхарт), развил учение об абсолюте как совпадении противоположностей (тождество бесконечного «максимума» и бесконечного «минимума»). Человеческое знание есть «знание незнания» («учёное незнание»); будучи бесконечным приближением к истине, заключённой в абсолюте, оно осуществляется с помощью «догадок», или «предположений». Автор математических трактатов, один из предшественников космологии Коперника (Земля, как и любое другое тело, не может быть центром Вселенной) и опытного естествознания.

Полезные сервисы